Староладожская дорога (исторические названия: Ладожская дорога, Большая Ореховская дорога («горний путь от Ладоги к Орешку»), Старая Ладожская дорога, Большая Тихвинская дорога, Ярославский тракт, Староладожский тракт) принадлежала к числу зарубежных дорог новгородских. Ее сложение относят к ХI-ХII вв., а интенсивное использование к XVI-XVII вв. Дорога шла от города Ладоги до Путилово, а потом до левого берега Невы. Утратила свое значение с устройством Архангелогородского почтового тракта.

Участок Староладожской дороги Анненское-Путилово.
Фрагмент карты Шлиссельбургского уезда. 1880 г.
Участок Староладожской дороги Анненское-Путилово. Фрагмент карты Шлиссельбургского уезда. 1880 г.
Фрагмент карты Шлиссельбургского уезда. 1880 г.
Карета с пассажирами. Шлиссельбургский уезд.Фото: Вильям Каррик. 1860-е гг. 

Староладожская дорога (тракт), как дорога губернского значения, была передана в ведение Шлиссельбургской уездной земской управы и находилась под надзором губернского техника, гражданского инженера Ф. Ф. Янускальтиса. Смотрителем ее был Кудряшов, известный как содержатель почтовой станции в Шлиссельбурге.

Важной частью дороги являлся участок (одна из ветвей) Анненское-Путилово, проходивший через Медное (Мустолово) и Синявино (Вагриселка). Так, в 1887 году земской управой было уплачено 29 руб. 40 коп. «г-ну Анучину за ремонт дороги от с. Анненского до д. Мустолово». В следующем году крестьянин Иванов получил 15 руб. за ремонт мостов (материалы и работа) на той же дороге. По свидетельству писателя Н. А. Лейкина, эта дорога летом была весьма оживленной: по ней сновали дачники-гимназисты и дамы «грибные охотницы».

Уездное Земское собрание постановило

В 1914 году было ассигновано 1617 руб. на ремонт дороги на первой версте от Анненского, но «управа не могла поставить камень». Уездное Земское собрание постановило: «Поручить Управе обратиться от имени Земского собрания к городу Петрограду с предложением ассигновать известную часть на расходы по ремонту на Староладожском тракте против дер. Медное (Мустолово то ж)», учитывая, что детская колония в Медном принадлежала городу.

В 1915 году при селе Анненском был сделан участок мостовой, «против городских детских колоний» в Медном – ремонт шоссе, перемощен спуск у моста через Теткин ручей. На участке Анненское-Синявино насчитывалось 10 деревянных мостов (не сохранились).

«Только что закончено обследование заброшенного тракта Анненское-Мойка – Путилово, протяженностью 32 версты, имеющего весьма важное культурно-экономическое значение и соединяющего тракты Архангелогородский и Ладожский…»

Коммунар. 1918, № 1

Текст: Лермонтова Марина Александровна (кандидат искусствоведения)

Фото: Антон Федосеев


Реклама помогает делать сайт!